В этом году Европейскую ночь музеев с 18-го на 19-е мая я решила провести в Еврейском историческом институте. Но прежде, чем представить три замечательные выставки, открытые в Институте, я поспросила Ольгу Шиманьскую из Отдела образования рассказать о самом учреждении и обстоятельствах его создания:
Ольга Шиманьская: Надо начать с Исторической комиссии, учрежденной сразу после войны, и заданием которой был сбор свидетельств выживших. Позже, в 1947 году, на этой базе сформировался Еврейский исторический институт. Так что он является старейшим, первым еврейским учреждением, созданным в Польше после войны, и работает вот уже 71 год.
-Постоянная выставка в Еврейском историческом институте называется «Что мы не могли прокричать миру». У этого названия есть своя история:
Ольга Шиманьская: Это цитата из исключительного документа, автором которого был 17-летний юноша, который вместе со своими товарищами и учителем закапывал архив со свидетельствами о варшавском гетто. Ночью со 2-го на 3-е августа 1942 года, когда бушевала ликвидационная акция, когда из варшавского гетто нацисты вывозили евреев сначала на Умшлагплац, а оттуда в Треблинку Давид Грабер, Нахум Гживач и Израэль Лихтенштайн сидели в подвале и паковали документы в десять металлических бидонов. Они очень спешили, что успеть закопать бесценные письменные свидетельства жителей гетто, то есть, то, о чем не могли прокричать - память народа, память убитых.
В таких бидонах хранились документы из варшавского гетто (часть экспозиции)
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Экспозиция посвящена группе «Онег Шабат». Она действовала в варшавском гетто наряду с Еврейской боевой организацией - иницитором восстания в гетто, но была примером не вооруженного, а интеллектуального и духовного сопротивления, - отметила Ольга Шиманьская:
Ольга Шиманьская: Группа «Онег Шабат» в переводе - «Радость суботы» - это была подпольная организация, основанная сразу после отделения гетто в ноябре 1940 года в Варшаве. Ее участники, не имея оружия и возможности воевать, вооружились пером и бумагой, и решили вести дневник, а также идти к людям, чтобы записывать их свидетельства. Поэтому мы говорим об архиве варшавского гетто, хотя на самом деле в этот архив собирались документы со всей оккупированной территории Варшавы и за ее пределами. Группа «Онег Шабат» подошла к сбору документов научно, профессионально, с методикой, разработанной лидерами этой группы. У каждого из членов группы было задание, каждый вносил в нее свои способности, возможности, талант, язык и мировоззрение. В ней состояли и социалисты, и раввины, и верующие, и атеисты. В этом была исключительность группы. Но за общим символическим столом ««Онег Шабат», который стоит в нашей экспозиции, она никогда не собиралась. Эти люди доверяли друг другу, при этом не все знали, что сотрудничают с подпольной организацией, что подчеркивает ее глубокую конспирацию.
- Наверное, многим это покажется невероятным, но еврейские ученые-медики работавшие для «Онег Шабат», исследовали и документировали случаи смерти от голода взрослых и детей, даже в таких условиях оставаясь верными науке.
Ольга Шиманьская: Методология связана с научной деятельностью Эмануэля Рингельблюма - создателя архива варшавского гетто и «Онег Шабат». Он был преподавателем, историком, сотрудничал с Еврейским научным институтом в Вильно (нынешнем Вильнюсе - прим. Ред.). Из этой методологии он почерпнул стиль работы группы «Онег Шабат». Но также это связано с еврейской библейской заповедью записывания и сохранения памяти обо всём происходящем.
Часть выставки, посвященная Эмануэлю Рингельблюму
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Этот ценный архив лег в основу проекта «Что мы не могли прокричать миру», в котором представлены личности активистов, записи из дневников и блокнотов, от которых холодеет кровь и щемит сердце:
Ольга Шиманьская: Кроме серьезных научных работ, интервью со свидетелями, есть хроника будней. Мы не всё показываем на выставке, но стоит об этоми вспомнить. Сегодня, когда у нас есть огромные возможности регистрации и фотографирования, мы не всегда обращаем внимания на мелочи, а тогда даже трамвайный билет 1941 года из гетто становился историческим документом. Таким же ценным, как экономический отчет из гетто или беседы с женщинами - жительницами гетто.
- В Еврейском историческом институте недавно открылась также временная выставка «Свет негатива». О выставке и ее концепции нам рассказала Ольга Пеньковская:
Ольга Пеньковская: Это выставка фотографий, с одной стороны - дополнение главной экспозиции, с другой - мы показываем стеклянные негативы из архива Ежи Левчинского, который нашел его на чердаке в одном из домов. Ежи Левчиньский начал искать, кто запечатлен на фотографиях, кто что-то знает об этих людях. Оказалось, что единственными, кто мог об этом рассказать, была семья аптекаря из Санока. Но он один выжил из всей запечатленной на негативах семьи, и выехал после войны в Израиль, откуда и прислаа сведения. Присутствие негативов в архиве Левчиньского как бы контрастирует с их отсутствием в архиве Рингельблюма, представленного во второй части выставки. На выставке около 70 фотографий, разделенных на тематические группы: «Власть угнетателей», «Правление преследуемых» и «Жизнь, несмотря ни на что». Эти фотографии показывают, как гетто становилось всё более закрытым, как менялись границы стены, отделявшей его от так называемой «арийской» части Варшавы. По всей вероятности, автор этих снимков - Херник Бойм, известный довоенный фотограф.
- Мы с Ольгой Пеньковской - у стендов выставки «Свет негатива»:
Ольга Пеньковская: Фотографии детей, фотографии мостовых. Вот улица Желязна, вот улица Хлодна. Этот дом стоит до сих пор, Хлодна 25. А здесь были вращающиеся ворота, а вот здесь - стена с некрологами на смерть жертв гетто. Это просто потрясает. Вот стенд «Правление преследуемых» - это снимки Адама Чернякова (вождя восстания в гетто), членов Юденрата, еврейской полиции. Несмотря на все ужасы гетто, люди пытались как-то жить. Есть снимки детей в школе, продажи мацы, даже свадьбы. Это свадьба Халины Цукерман с музыкантом. Все снимки имеют подробный комментарий, благодаря сотруднице Центральной исторической комиссии, а также об этой свадьбе писала Рахеля Ауэрбах из «Онег Шабат».
Стенд «Жизнь, несмотря ни на что»
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Экскурсию по Еврейскому историческому институту завершила очень красивая экспозиция, представляющая синагогу.
- Фрагмент молитвы «Слушай, Израиль» -
- Фрагмент молитвы «Слушай, Израиль» - один из элементов выставки, которую представил куратор Михал Красицкий:
Михал Красицкий: Все исторические объекты - подлинные, с территорий из Польши, Германии, России и других стран за нашей восточной границей. Они датируются примерно началом XVIII века до Второй мировой войны. Трудно сказать, какой из них - самый главный. Есть у нас вроцлавская ритуальная посуда первой половины XIX века, с изображением Моисея и Аарона, стоящими у доски с десятью заповедями. Можно увидеть также тору начала XIX века из Тарнова, замечательно сохранившуюся, покрытую серебром, и великолепную корону на Тору из Красьника. Еще - сефардская занавеска на синагогальный ковчег, сделанная из... свадебного платья. В Османской империи был такой обычай - использовать самые нарядные свадебные платья для религиозных целей.
Экспозиция, представляющая синагогу
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Можно еще долго перечислять все прекрасные синагогальные объекты в экспозиции Еврейского исторического института. Но, как говориться, лучше один раз увидеть... Я благодарю сотрудников Института Ольгу Шиманьскую, Ольгу Пеньковскую и Михала Красицкого и вместе с ними приглашаю в Варшаву на улицу Тломацке 3/5.
Автор передачи: Ирина Завиша