Logo Polskiego Radia
Print

Выборы 4 июня 1989 года в Польше. История одного плаката

PR dla Zagranicy
Irina Zawisza 04.06.2019 16:30
  • Михал Цесьляк и Ян Энгельгард о выборах 4 июня 1989 года и выставке в Музее Независимости
Плакат «Ровно в полдень» сыграл огромную роль на первых частично демократических выборах в Польше.
Фрагмент плаката "Ровно в полдень"Фрагмент плаката "Ровно в полдень"Источник: любезно предоставлено Музеем Независимости в Варшаве

4 июня - одна из дат, записавшихся в новейшей истории Польши как день первых в послевоенные годы частично свободных выборов в Сейм и полностью свободных в Сенат. Это событие произошло в 1989 году, ровно 30 лет назад. Результаты этих выборов оказали решающее значение для дальнейшего процесса демократизации в Польше и краха коммунизма. Мы многократно и в различных аспектах говорили об этих выборах в нашем эфире. На этот раз речь пойдет о плакате, который мобилизовал электорат «Солидарности». Этому плакату и его автору Музей Независимости в Варшаве посвятил специальную выставку под названием «Ровно в полдень». Я пригласила к беседе научного сотрудника Музея Независимости Михала Цесьляка .

Оригинал
Оригинал - матрица плаката на выставке в Музее Независимости

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- Почему избирательный плакат, который визуально вроде бы не связан с Польшей и ее историей, сыграл такую огромную роль на выборах 1989 года? Скажем нашим слушателям, что на плакате изображен знаменитый американский актер Гэри Купер в одной из его самых известных ролей.

Михал Цесьляк: Да, плакат не относится к истории Польши, зато ясно говорит об определенном выборе. Он представляет ковбоя из вестерна «Ровно в полдень», который должен был сделать очень важный выбор - бороться со злом или от этого зла бежать. И поляки, которые знали этот вестерн, которые любят этот жанр, истории о хороших ковбоях и плохих бандитах, отлично понимали, что этот плакат означает. И ровно в полдень, 4 июня 1989 года этот ковбой с плаката говорил нам: «Идите на выборы, потому что само голосование на выборах - это уже выбор. Но это еще не всё: вы должны сделать мудрый выбор в пользу сил добра». А это означало - выступить против зла, которое тогда у большинства народа ассоциировалось с так называемой коммунистической властью. Плакат призывал людей решить, каким будет будущее Польши. Хочу обратить внимание, что ковбой на плакате не носит кобуру, хотя на афише фильма кобура была. Автор плаката - художник Томаш Сарнецкий сделал это намеренно, как бы утверждая, что на демократические выборы не нужно идти с огнестрельным оружием. Оружием является бюллетень и голос. Это был уникальный шанс в течение нескольких десятилетий, чтобы сменить власть и судьбу Польши. Таково было послание плаката, а использование персонажа популярного фильма лишь помогло этому.

- А какова история рождения самого плаката? Отметим, что его автору Томашу Сарнецкому в ту пору было всего 23 года.

Михал Цесьляк: Он был очень молодым человеком, студентом Академии изящных искусств в Варшаве, и как многие молодые люди увлекался американским приключенческим кино. И он подумал, что можно использовать изображение ковбоя, которого играл Гэри Купер, как символ положительного героя, который ровно в полдень делает правильный выбор. И такой выбор должны были сделать поляки 4 июня.

Часть
Часть выставки с дипломом и семейным альбомом Томаша Сарнецкого

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- В 1999 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне признал плакат Томаша Сарнецкого одним из важнейших плакатов ХХ века. Как это получилось?

Михал Цесьляк: Это был британский рэйтинг. Так же, как британцы стичают творцом тесячелетия Уильяма Шекспира, так этот плакат был признан художественным событием столетия наряду с крушением Берлинской стены как политическим событием столетия. Это радует, что такое признание получила работа, повлиявшая на выборы в Польше. Но Томаш Сарнецкий не собирался этим плакатом завоевывать симпатии Европы, плакат был адресован полякам, но его международное послание не осталось незамеченным. А 1989 год был годом огромных перемен не только в Польше, поэтому неудивительно, что плакат Сарнецкого получил такую высокую оценку.

- А Вы лично помните то время?

Михал Цесьляк: Я помню 1989 год. Мне тогда было 7 лет, так что голосовать я не мог, зато хорошо помню плакат. Я видел его на улицах и помню, что он привлек мое внимание, в основном потому, что там был ковбой. Я еще не видел фильма «Ровно в полдень», но ковбой мне очень нравился. Помню свою радость, когда мама голосовала и подсадила меня, чтобы я мог бросить бюллетень в урну. Я был маленький и до прорези не доставал. Мама мне сказала: «Сынок, ты делаешь что-то важное!». Это было воскресенье, толпы людей на улицах. А в моей школе, в спортивном зале открылся избирательный участок. Там, где мы играли в футбол, люди бросали бюллетени. Для мальчишки это было что-то-новое и интересное.

- А что представлено на выставке в Музее Независимости?

Михал Цесьляк: Выставка очень минималистская, потому что мы подчеркиваем, прежде всего, сам плакат. Мы обладаем его оригиналом, самой матрицей плаката, который позже размноженный в сотнях экзмепляров висел на всех столбах и стенах в Польше в июне 1989 года. Есть также довоенная фотография бабушки и дедушки Томаша Сарнецкого. Дедушка - статный офицер в мундире - по признанию художника, непосредственно вдохновил его на создание плаката. И еще мы показываем письмо с благодарностью дочери Гэри Купера Томашу Сарнецкому за использование изображения ее отца. Это интересно, потому что говорят, что американцы особо тщательно заботятся о защите авторских прав. А в данном случае было не только согласие дочери, но еще и благодарность за то, что фотография отца использована для хорошего дела.

Снимок
Снимок бабушки и дедушки Томаша Сарнецкого на выставке

Фото: radiopolsha/И. Завиша

Благодарноственная
Благодарственная надпись Томашу Сарнецкому от дочери Гэри Купера

Фото: radiopolsha/И. Завиша

- Музей Независимости к 30-летию частично свободных выборов Польши подготовил не только выставку о плакате «Ровно в полдень», но и целую программу. О ней я попросила рассказать руководителя Х Павильона Варшавской цитадели Яна Энгельгарда.

Ян Энгельгард: 4 июня мы организовали для наших гостей три важных мероприятия - доклад Рышарда Мязека, сотрудника Музея польского национального движения и участника тех событий, о значении выборов 4 июня 1989 в новейшей истории Польши. Затем концерт патриотических песен в исполнении мужского хора Harfa, традиция которого уходит корнями в 1906 год. А также выставка, посвященная литературно-публицистическому творчеству Станислава Кашиньского. Поскольку он был сотрудником Канцелярии президент Польши в 90-х годах ХХ века, это имеет связь с годовщиной 4 июня.

- А чем для Вас является эта дата в процессе преобразований в Польше?

Ян Энгельгард: Этот процесс не был быстрым, и 4 июня стало важным событием в создании совершенно новой системы, то есть, Третьей Речи Посполитой, что завершилось, думаю, в 1991 году. Ведь именно тогда выборы были уже полностью демократическими. Хочу подчеркнуть, что Музей независимости располагает большой коллекцией памятных вещей 1989 года, и это была первая избирательная кампания в современном стиле. Наш Музей хранит свидетельства борьбы поляков за независимость, и можно проследить сходства и различия разных ее этапов. История - это череда событий, эстафета поколений. Меняются внешние условия, но некоторые аспекты очень похожи. И выставки в нашем Музее, посвященные как 4 июня, так и постоянная выставка истории Польши с XIX века, несомненно, помогут этот процесс понять глубже.

Автор передачи: Ирина Завиша

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты