Процесс трансформации в Польше в контексте 40-летия первого паломничества Папы Римского Иоанна Павла II в Польшу и 30-летия первых после окончания Второй мировой войны частично свободных выборов в Сейм обсуждался историками на встрече под названием «Почему бескровная революция» в Центре мысли Иоанна Павла II в Варшаве. Дискуссия авторитетных ученых была чрезвычайно содержательной, но одно из выступлений мне показалось особенно интересным. Дело в том, что профессор Марцин Заремба из Исторического института Варшавского университета не только историк, но и социолог. Сочетание этих двух научных областей в его выступлении давало более широкую панораму того, что происходило в Польше за последние четыре десятилетия. Я пригласила профессора Марцина Зарембу к нашему микрофону.
- Господин профессор, позвольте начать с того, что, на Ваш взгляд, следует определить как бескровную революцию в Польше, и когда именно она произошла? Я не случайно задаю этот вопрос, поскольку каждая революция рождается в умах, а потом осуществляется на деле...
Марцин Заремба: Все мы помним Французскую революцию и революцию большевистскую. Революция определяется как резкая перемена, приход к власти групп, которые до этих пор не имели привилегий. В случае двоевластия, то есть, оппозиции и правящих, можно говорить о революционной ситуации. Обычно такие революции бывают кровавыми. Французская, русская, мексиканская и многие другие. Революции без крови или без насилия, или так называемые «бархатные» - это такие, которые происходили, начиная с 70-х годов ХХ века. Например, «Революция гвоздик» в Португалии, где ни одна, ни одна другая сторона не применяли насилия. Сегодня такие революции - норма. Большинство современных революций, которые мы наблюдаем, бескровны. Еще один пример - Арабская весна. И вот сейчас переходим к Польше и к тому, почему бескровной революцией стала «Солидарность». Она была огромным общественным движением, которое поначалу, может, и не стремилось к принятию власти в 1980 или 1981 году, но создала ситуацию двоевластия. Власти в органах самоуправления, прежде всего, рабочих, на предприятиях. Это была альтернатива правящей коммунистической ПОРП. Это поменялось после военного положения, «Солидарность» ослабла. Но в конце концов состоялись выборы 1989 года, победа «Солидарности» 4 июня, которая приводит к принятию власти. Так что можно сказать, что это одна из самых продолжительных революций, и завершилась она свержением власти коммунистов, полностью свободными выборами и сменой системы. В экономической системе - это отход от социализма и наступление капитализма, а в политике - переход к демократии.
- А если говорить о вехах на пути этой революции?
Марцин Заремба: Это очень трудно, потому что революция - это процесс. Конечно, можно сказать, что Бастилия стала исходной точкой для Французской революции. Для революционного процесса в Польше, его начала, такой «Бастилией» стали забастовки в июле и августе 1980 года. Именно тогда начинается революционный процесс. А выбор Папы Римского-поляка имел моральное значение, ускорил процесс потери легитимности коммунистической власти. Это было хорошо видно на встрече Эдварда Герека с Иоанном Павлом II в Бельведере в июне 1979 года. По реакции Герека, по выражнию глаз видно, как гаснет его харизма, его прежняя сила, когда он стоит напротив Иоанна Павла II. Далее следует отметить роль Католической церкви как института в этом процессе. Без участия Церкви процесс переговоров оппозиции с властью в 1980-89 годах мог бы пойти совершенно иначе. В 80-е годы Церковь играла роль духовного пристанища для поляков, особенно в период военного положения. Но для генезиса революции, самого ее взрыва ключевыми были экономические мотивы, ставшие причиной забастовок. А позже началась «революция достоинства», и это достоинство подпитывалось также проповедями Иоанна Павла II.
- Внешние условия тоже сыграли свою роль в польской бескровной революции?
Марцин Заремба: Безусловно. Без них это было бы невозможно. Во-первых, 70-е и 80-е годы - это уже другой мир, чем 1956 год в Венгрии. Те события не могли повториться. То есть, ни коммунистическая партия Советского Союза, ни власти в Польше не хотели венгерского сценария. Мир уже не соглашался на применение такого рода насилия, как это было ранее. Очень важной для Польши была помощь Соединенных Штатов. Свою роль сыграл и факт, что Рейган не сообщил «Солидарности» о подготовке военного положения. Если бы он поинформировал, то, возможно, дошло бы до какого-то кровавого восстания. А этого не произошло. Во-вторых, конечно, Михаил Горбачев... Если бы в Кремле заседал кто-то вроде Андропова, или Никиты Хрущева, или Брежнева, то давление Москвы были бы значительно сильнее и ослабления системы могло бы не быть. Они не согласились бы «отпустить» страны социалистического блока, как это сделал Горбачев, который сказал: «Делайте сами, как хотите» и отстранился от того, что происходило в Польше. Поэтому Ярузельский начал переговоры с «Солидарностью».
- Россия в свое время, в начале 90-х тоже пережила всплеск демократии. Провалился так называемый путч Янаева, люди выходили на улицы, чтобы защитить свободу, что в российской истории можно назвать феноменом. Глядя сейчас на эти процессы с перспективы минувших 30 лет, можете ли Вы почему сегодняшняя Россия уходит от демократии? Почему Польше удалось, а России - нет?
Марцин Заремба: О, это ужасно трудный вопрос. Думаю, что есть много книг на эту тему, чтобы раскрыть политический дух России, проанализировать, что происходило с момента путча Янаева. Если бы Ельцин был моложе, если бы не отдал власть, если бы не пересусердствовал с алкоголем, если бы не выбрал Путина своим преемником, история могла бы пойти немнго иначе. В 90-е годы российский истеблишмент понял, что формула авторитарного государства себя исчерпала. Начался экономический кризис, власть взял Путин. И здесь мы уже имеем дело с эволюцией. В истории, знаете ли, часто решает случай. Например, в Польше была зима столетия, которая сильно снизила уровень национального дохода и ударила по кошелькам поляков. Это было существенно. Таких случайностей было в много в истории России, роковых случайностей. А вот нам, так сказать, посчастливилось...
Автор передачи: Ирина Завиша