Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными пятерых лидеров протестов против соглашения о новой границе Чечни с Ингушетией. Это Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев и Барах Чемурзиев. Среди заключенных также оказался председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов. «Мемориал» потребовал немедленно освободить инициаторов митингов и привлечь к ответственности организаторов их преследования.
26 марта в Ингушетии прошел согласованный митинг против решения властей республики внести поправки в закон о референдумах, убирая из него вопрос об изменении границ республики. Впоследствии демонстрация переросла в столкновения с полицией. Были задержаны более 50 человек.
24 июня в отставку подал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который в октябре прошлого года принял решение о передаче Чечне части земель Ингушской Республики.
Председатель правозащитного центра “Мемориал” Александр Черкасов сообщил, что осенью 2018 года главы Чечни и Ингушетии подписали соглашение об установлении границы между республиками. Согласно ему, Ингушетия передает соседу более 7% территории. Власти не выносили эту тему на широкое обсуждение. В Ингушетии поднялось широкое общественное движение за отмену этого соглашения и отставку главы республики Юнус-Бека Евкурова.
26 марта 2019 года в столице Ингушетии Магасе состоялся 20-тысячный митинг с требованиями отставки главы, парламента и правительства республики и проведения свободных выборов. Власти согласовали его на один день, но часть участников объявила его бессрочным. Под утро 27 марта на площади оставались несколько сотен человек. Они не представляли опасности для общественного порядка, не препятствовали проезду транспорта или работе учреждений. Когда время согласованной акции закончилось, выступления прекратились. Хотя оснований для силового разгона манифестантов не было, рано утром бойцы Росгвардии, командированные из других регионов, попытались вытеснить людей с площади. Участники митинга оказали сопротивление: 10 сотрудникам правоохранительных органов были причинены телесные повреждения различной степени тяжести.
Следственный комитет возбудил уголовное дело, три десятка ингушских активистов арестованы. Организаторов митинга — лидеров ингушских общественных объединений Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова, Исмаила Нальгиева, Малсага Ужахова и Бараха Чемурзиева — обвиняют по ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК РФ (организация насилия, опасного для жизни или здоровья представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, до 10 лет лишения свободы).
Судя по видеозаписям с места событий и свидетельствам очевидцев, ингушские лидеры призывали протестующих разойтись и не допускать столкновений с силовиками. Минимального знания местных особенностей было бы достаточно, чтобы не бросать силовиков из других регионов на толпу, в которой были старики, — это вызвало агрессию молодежи, и произошли столкновения. Изучив документы уголовного дела и обстоятельства событий, мы пришли к выводу, что лидеры оппозиции не организовывали насилие и предъявляемые им обвинения беспочвенны.
3 июля Верховный суд Кабардино-Балкарии принял решение сократить срок содержания под стражей ингушского старейшины Ахмеда Барахоева с 25 сентября до 10 августа 2019 года.
***
Европейский суд по правам человека опубликовал решение по девяти жалобам россиян на задержания на акциях протеста. Страсбургский суд признал, что во всех случаях российские власти нарушили право граждан на свободу собраний, и присудил им в сумме 75 тысяч евро компенсации.
Жалобы были поданы на задержания на протестных акциях в Москве, Нижнем Новгороде, Калининграде и Светлогорске в 2006, 2007 и 2010 годах. Среди заявителей — правозащитник, лидер движения «За права человека», член Московской Хельсинкской Группы Лев Пономарев, а также активисты Михаил Кригер и Михаил Шнейдер.
Суд признал, что во всех девяти случаях российские власти нарушили статью 11 Европейской конвенции о защите прав человека (право на свободу собраний и объединений), в четырех — право на эффективное средство защиты (статья 13), а в одном случае еще и право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 5).
Пономарев, Кригер и Шнейдер подавали в ЕСПЧ две жалобы, по обеим каждому заявителю присудили по 7,5 тысяч евро компенсации. Первая жалоба связана с задержаниями на пикете у здания ФСБ на Лубянке в 2006 году, вторая — с задержаниями на пикете, посвященном памяти жертв Беслана.
28 июня 2019 года Минюст России внес фонд «Свободная Россия» (Free Russia Foundation) в так называемый список нежелательных неправительственных организаций.
Это означает не только запрет на любую деятельность фонда в России: под угрозой административного и уголовного наказания любым российским юридическим и физическим лицам запрещено сотрудничать с ним и даже просто ссылаться на материалы, размещенные на сайте фонда.
Правозащитный центр «Мемориал» выступил с заявлением, что решение о признании «нежелательным» фонда «Свободная Россия» должно быть отменено, — так же, как и решения в отношении 15 организаций, включенных в этот список ранее. Должен быть отменен и сам федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который ввел позорную практику внесудебных решений, недопустимых в цивилизованной стране.
***
3 июля Конституционный суд РФ принял к рассмотрению дело, основанное на жалобах родившихся в ссылке дочерей репрессированных москвичей. Алиса Мейсснер из поселка Рудничный Кировской области, Евгения Шашева из села Изваиль Республики Коми и Елизавета Михайлова с разъезда Золотковское Владимирской области добились проверки законодательных норм, препятствующих возвращению заявителей на прежнее место жительства их родителей — в Москву. Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий» обязывает власти регионов обеспечить жертв Большого террора жильем взамен, но их право вернуться домой в России заблокировано местными правилами постановки на жилищный учет.
КС решил проверить на соответствие Конституции положения статьи 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и статей 7 и 8 закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Согласно статье 13, реабилитированные лица и члены их семей должны быть обеспечены жильем «в случае возвращения на прежнее место жительства». Но первоначально предусмотренное спорной нормой право уроженцев спецпоселений и мест ссылки на «первоочередное получение жилья» там, откуда были высланы их родители, в 2004 году было заменено правом встать в общую очередь по правилам, установленным законодательством соответствующих регионов. При этом в Москве действует самый жесткий режим постановки на учет, не позволяющий бывшим ссыльным, в том числе до сих пор проживающим рядом с рудниками и стройками ГУЛАГа, даже зарегистрироваться в жилищной очереди: для этого нужно прожить в столице 10 лет, не имея в собственности или пользовании другого жилья.
Алисе Мейсснер, Евгении Шашевой и Елизавете Михайловой негде и не на что жить в Москве, следовательно, встать на учет они не могут.
***
Орджоникидзевский районный суд Перми оштрафовал последователя «Свидетелей Иеговы» Александра Соловьева на 300 тысяч рублей.
Соловьев обвиняется по 2-й части статьи 282.2 УК (участие в экстремистской организациии). Уголовное дело против Соловьева было возбуждено в мае 2018 года. Его задержали вместе с женой прямо на железнодорожной станции после зарубежной поездки. Полиция провела обыск в квартире, в ходе которого были изъяла документы, электронные устройства, носители информации, фотографии и коллекцию Библий.
Соловьев провел два дня в изоляторе временного содержания и еще 179 дней под домашним арестом. В ноябре меру пресечения поменяли на запрет определенных действий.
Приговор Александру Соловьеву — первый, принятый в связи с решением Верховного суда 20 апреля 2017 года о признании «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» и 395 местных общин «Свидетелей Иеговы» экстремистскими организациями.
В феврале 2019 года суд вынес первый приговор по делу «Свидетелей Иеговы» с реальным лишением свободы — подданного Дании Денниса Кристенсена.
***
Осужденный российским судом в аннексированном Крыму украинский активист Володымыр Балух, который отбывает наказание в колонии Тверской области России, снова объявил голодовку.
Володымыр Балух сообщил, что объявляет голодовку, 25 июня, во время встречи с адвокатом Даниилом Берманом.
Володымыр Балух жалуется на холод в камере, где температура воздуха составляет около 17 градусов. Балух заявил, что ему не выдают теплые вещи, а также отобрали витамины и «Псалтырь». К Балуху не допустили украинского консула, потому что в колонии не признают украинское гражданство Балуха.
Володымыр Балух — крымский фермер, член Конгресса украинских националистов. После аннексии Крыма Россией отказался от российского гражданства. Зимой 2013 года Балух вывесил флаг Украины на своем доме, позже прикрепил на дом табличку «Улица героев Небесной Сотни».
В конце 2016 года Володымыра Балуха задержали сотрудники ФСБ России. Они утверждали, что на чердаке дома Балуха нашли патроны и тротиловые шашки. Подконтрольный России суд в Крыму приговорил его к 5 годам лишения свободы.
Правозащитный центр «Мемориал» признал Балуха политическим заключенным.
Memohrc.org; Mhg.ru; Ru.krymr.com; Zona.media/vk