Приходилось ли вам слышать о таком явлении, как патриотическая галантерея? Именно этому явлению посвящен новый выставочный зал в Музее Варшавы, с куратором которого – Иолантой Никлевской мы побеседовали. А поводом к разговору послужило не только открытие этого зала, или как называют его в Музее – кабинета - , но и 100-летие возобновления независимости Польши.
- Начнем с того, что включает определение «патриотическая галантерея»?
Иоланта Никлевская: Мы собрали самые разные предметы. Может показаться, что эти предметы были произведены для иной функции, чем укрепление национального самосознания и чувства патриотизма, поскольку в наша коллекция содержит и чашки, и стаканы, и украшения, и предметы ежедневного обихода. Однако, их форма, узоры склоняли к размышлениям о прошлом. Вспомним 1795 год. Это год «Finis Poloniae», потеря польской государственности. Правда, на короткое время, но тем не менее, Польша исчезла с карты Европы, была разделена между тремя соседними державами. Полякам была уготована незавидня судьба. Они должны были окунуться в культуру, традиции и быт государств-захватчиков. Но – и это следует подчеркнуть – при отсутствии пропаганды, центра по организации патриотических акций, польский народ, люди сами по велению души, спонтанно, пытались путем производства и использования, казалось бы, банальных предметов галантереи, демонстрировать свою любовь к Отчизне, память о том, что когда-то существовало польское государство со своими границами. У польского общества была одна главная цель – возродить Речь Посполитую, причем в тех же границах и в той же форме.
- Какой принцип лег в основу экспозиции Кабинета патриотической галантереи в Музее Варшавы?
Иоланта Никлевская: Я поделила эту экспозицию на четыре тематические части. Терпеливый и любознательный посетитель, читая комментарии к экспонатам, получит историческое повествование о политических настроениях польского общества в течение всего периода неволи. В начале экспозиции я постаралась показать, насколько важной вещью для коллективной памяти поляков, национального самосознания были гербы. Заметьте – я говорю не герб, а гербы, во множественном числе – народов многонациональной Речи Посполитой. Надо помнить, что до потери государственности это была Речь Посполитая обоих народов, то есть, состояла из Королевства Польского (Короны), гербом которого был белый орел, и Великого княжества Литовского, гербом которого была «Погоня». В 1863 году, а конкретнее 10 мая, во время Январского восстания, Национальное правительство решило, что следует расширить эту формулу на Речь Посполитую трех народов и принять в общий герб народ русинов (сегодня мы бы сказали украинский народ), гербом которого был архангел Михаил. И в нашей коллекции есть целая плеяда предметов, представляющих эти гербы в различных конфигурациях. Это, в частности, пряжки ремней повстанцев. Конечно, орел преобладает, но есть пряжки с орлом и «Погоней» и даже с тройным гербом, то есть с архангелом Михаилом.
Стенд Кабинета патриотической галантереи в Музее Варшавы.
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- Очень интересная тема – символика польских восстаний XIX века в предметах галантерии...
Иоланта Никлевская: Делались попытки отвоевать независимость при поддержке Франции, французского императора Наполеона. И у нас есть предметы, связанные с национальным героем Польши – князем Юзефом Понятовским, памятные вещи, говорящие о Ноябрьском восстании. Одной из первых битв, очень кровавых, было сражение при Грохове. И из ольховых деревьев, росших в том небольшом лесу, где разыгралась битва, были сделаны разные памятные предметы. В 1861 году, 25 февраля была годовщина сражения при Грохове, и люди в Варшаве вышли на улицы, чтобы продемонстрировать свою память. Но ворвавшиеся в толпу казаки арестовали многих демонстрантов, а демонстрацию, как и процессию , вышедшую из костела Святой Анны разогнали. Монах, который нес крест, упал, крест разломался, став на многие годы символом подавления польского самосознания, католической веры со стороны православных россиян. Два дня спустя, 27 февраля на центральные улицы Варшавы вышла новая демонстрация с требованием освобождения арестованных и демократизации общественной жизни. Но казаки снова вмешались и на этот раз дошло до трагедии со смертельными жертвами. Пятеро погибших стали легендой, овладевшей умами польского общества на десятки лет и еще одним символом российского давления. Памятью об этих событиях служат множество вещей, в том числе бижутерия: кольца из разных металов – от железа до золота, с одинаковой гравировкой «27 февраля» и 5 крестов, символизирующих пятерых жертв. Такая же гравировка имелась на крестиках-кулонах. После этих трагических событий воцарилась, можно сказать, мода на траур как проявление патриотизма. Женщины одевались – причем добровольно, никто их к этому не принуждал, просто потому, что этого требовали приличия – в черное и носили украшения черного цвета. В нашей экспозиции можно увидеть очень много таких украшений, символизирующих тяжелую судьбу польского народа. Ожерелья в виде тяжелых цепей грубой ковки, нательные кресты, браслеты с замком, имитирующие наручники. Но есть и очень красивые изделия, которые могли бы надеть и наши современницы, с символом патриотической триады «Вера, надежда, любовь», то есть крест, якорь и сердце. Украшения, например, очень красивые брошки, также содержали изображение терновых и пальмовых ветвей - евангельские символы страданий.
Стенд Кабинета патриотической галантереи в Музее Варшавы.
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- А обретение Польшей независимости в 1918 году вдохновило ювелиров на новые патриотические украшения?
Иоланта Никлевская: Не было специальной символики. Просто независимость была восстановлена, остался наш белый орел, но уже без «Погони», так какЛитва имела свои стремления к независимости, и с этим надо было считаться. Так что остался орел!
Автор передачи: Ирина Завиша