«Женщины межвоенной Варшавы» - так назывался вечер в варшавском Доме встреч с историей, посвященный спорстменкам, актрисам, общественным деятельницам, получившим известность после обретения Польшей независимости. Но также речь шла о том, как жилось в столице в период двадцати лет между двумя мировыми войнами обычным варшавянкам - работницам фабрик, студенткам, молодым матерям. «Женская» тема встречи связана с выставкой в Доме встреч с историей под названием «Восстановленная. Фоторепортаж из Варшавы 1918-1939». Нашей собеседницей стала Катажина Худыньская-Шухник - журналистка, автор проектов по сохранению локальной идентичности и поддержке культурного наследия, а также экскурсовод по авторским маршрутам «Варшава женщин» и «Город женщин» в рамках рейтинга «Варшавянка года».
- Итак, после восстановления Польшей независимости польские женщины получили избирательные права, что стало огромным переломом в общественной жизни страны и каждой польки в отдельности. Перед женщинами открылись новые перспективы и возможности. В каких же областях жизни в межвоенный период польские женщины стали особенно активно себя проявлять?
Катажина Худыньская-Шухник: Первой областью я бы назвал спорт, поскольку уже ко второму десятилетию ХХ века спортсменки добивались замечательных достижений, особенно в легкоатлетике. Польские женщины завоевали большинство медалей на Олимпийских играх до времени Второй мировой войны. Судите сами: в общей сложности было 7 медалей, 6 из которых завоевали женщины. Таким образом, легкая атлетика стала тем видом спорта, в котором они проявили свое совершенство. А кроме того, женщины стали заниматься спортивными дисциплинами, которые до этого времени считались сугубо мужскими, якобы противоречащими женственности - гольф, конькобежный спорт, спортивная гимнастика. Стоит назвать таких выдающихся спортсменок, как Халина Конопацкая-Матушевская - рекордсменка мира по метанию диска, Мария Квасьневская - медалистка по метанию копья, Ядвига Енджеевская - тениссистка, многократная чемпионка Польши и финалистка Уимблдона. Но главное, что перед женщинами широко открылся рынок труда, а также университеты, в том числе Варшавский университет, который еще в 1915 году дал женщинам возможность учебы на некоторых факультетах. Конечно, выравнивание женщин в правах с мужчинами и открытие перед ними определенных дверей требовало также открытия в головах населения. Преодоления стереотипа, что женщина с чем-то хуже справляется, и не стоит ее учить каким-то вещам, которые требуют сложных решений, а лучше обучить простой работе вроде телеграфистки или машинистки, поскольку она и так в конце-концов закончит свою «карьеру» уходом за мужем и детьми. Ментальные барьеры были самыми главными, которые женщины должны были преодолеть.
На выставке «Женщины межвоенной Варшавы» в варшавском Доме встреч с историей.
Фото: radiopolsha/И. Завиша
- В данном случае мне видится определенный парадокс. Ведь польские женщины издавна слыли предприимчивыми, деловитыми, стойкими, решительными. Поскольку их такими сформировала трудная история Польши, ведь мужчины воевали, и женщинам приходилось вести многие дела, не только семейные. Как это согласуется со стереотипом о слабом существе, способном заниматься лишь незамысловатым трудом?
Катажина Худыньская-Шухник: Вот именно, делались попытки сохранить эту стойкость и моральность польских женщин, внушая им, что некоторые профессии могут их «испортить», нарушить «непорочность». Таким примером прихода женщин в традиционные мужские професии является женский отдел полиции, который был создан в Варшаве в середине 30-х годов. Он не был таким уж многочисленным по сравнению со службой мужчин в полиции, тем не менее, женщины-полицейские играли важную роль, они были очень заметны на улицах Варшавы. При этом женщины по предписанию сверху не имела права выходить замуж, рожать детей и даже планировать супружество на время контракта. Кроме того, они своим видом не должны были «провоцировать», то есть, носить украшения и пользоваться косметикой. Сегодня такие ограничения кажутся нам совершенно недопустимыми, но тогда женщины должны были их принять, если хотели заниматься новыми для них видами деятельности.
- Новым явлением в межвоенный период в Польше стали государственные центры социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной ситуации - матерям-одиночкам, жертвам домашнего насилия, без средств к существованию. А в этих центрах также работали женщины. Это означало появление еще одной новой для них профессии - государственных социальных работников?
Катажина Худыньская-Шухник: Да, конечно. После Первой мировой войны в заново организованном польском государстве было очень много разных проблем, вытекающих из социального неравнества, пропасти между уровнем жизни в городах и деревнях и шансами достойной жизни среди коренных горожан и тех, кто приезжал в города в надежде найти работу. Женщины из села чаще всего шли в служанки, и это им чаще всего требовалась социальная помощь. Хотя некоторые уже сразу решались работать на заводах и фабриках. Это была тяжелая работа, но давала им статус более независимых. Были разные проблемы, связанные с охраной материнства, со здоровьем. А поскольку женщины получили избирательные права, то активистки в политической жизни и местной администрации, которые становились первыми государственными соцработниками, уже были наделены отзывчивостью в отношении нуждающихся в помощи. Они вели борьбу с торговлей людьми и женщинами, и в этой борьбе проявила себя также тогдашняя первая леди Михалина Мосьцицкая. Социальной защитой бедных многодетных работниц занималась также группа женщин-депутатов Сейма. Создавались приюты для матери и ребенка, детские комнаты, общественные ясли, и, что интересно - первые женские консультации, которые назывались тогда «Консультации по сознательному материнству».
- А если говорить о женщинах в бизнесе?
Катажина Худыньская-Шухник: Женщины, которые были владелицами недавижимости, что, однако, зачастую было связано с их семейной позицией, имели большую свободу. Интересно, что еще до признаниям женщинам избирательных прав в 1918 году, на выборах в Городской совет Варшавы в 1916 году владелицы недвижимости могли голосовать. Так что эмансипация женщин, владевших недвижимым имуществом произошла гораздо раньше, чем остальных. То же самое касается женщин, организовавших свой бизнес в области культуры - владелиц частных театров, кабаре, ревю. Культурная жизнь была очень богатой в межвоенной Варшаве, и женщины часто брали на себя роль организаторов культурных мероприятий и инициатив. Примером может служить Зуля Погожельская - звезда кабаре, основавшая свой театр.
Автор передачи: Ирина Завиша