Logo Polskiego Radia
Print

«Лучше запретить Nord Stream II, чем продлевать санкции»

PR dla Zagranicy
Artur Panasiuk 05.07.2016 16:53
  • Санкции.mp3
Эксперт о вновь продленных санкциях ЕС в отношении России.
Фото: PAP/EPA/MAXIM SHEMETOV/POOL

Совет ЕС 1 июля продлил срок действия экономических санкций, касающихся отдельных секторов российской экономики, до 31 января 2017 года. Эти ограничительные меры были введены 31 июля 2014 года первоначально сроком на один год в ответ на действия России по дестабилизации ситуации в Украине и были усилены в сентябре 2014 года. Меры касаются финансового, энергетического и оборонного секторов, а также товаров двойного назначения. 19 марта 2015 года Совет ЕС принял решение связать срок действия санкций с полным выполнением Минских соглашений, что, как предполагалось, должно было произойти до 31 декабря 2015 года. В связи с невыполнением соглашений, Совет ЕС продлил санкции до 31 июля 2016 года. Новым решением Евросоюз продлил санкции еще на пол года. В эфире Польского радио ситуацию комментировал Павел Коваль из Института политических исследований Польской академии наук.

Решение о продлении санкций было принято единогласно всеми лидерами ЕС, хотя до этого многие страны выступали с инициативой об их отмене. Как долго, как вы считаете, ЕС будет оставаться единым в данном вопросе?

Если честно, я был удивлен продлением санкций. Мне казалось, что полгода назад это был последний раз. Я продолжаю придерживаться позиции, что санкции, которые продлеваются каждые полгода без четких условий, что должна сделать Россия, чтобы они не продлевались, просто не работают. ЕС находится в трудном положении, потому что, с одной стороны, выступать против санкций неудобно, а с другой – подобная форма санкций имеет более ограниченное влияние, чем если бы они были подкреплены политическим контекстом, которые бы ограничивали политические контакты с Путиным, и в которых были бы обозначены четкие условия отмены санкций. Мне кажется, что вода вокруг в который раз продленных санкций очень мутная.

Санкции ЕС предполагают конкретные, скажем так, лишения для Российской экономики и, тем не менее, их тяжело назвать губительными или даже отрезвляющими.

В этом и заключается вся проблема. Эти санкции могли бы действовать эффективно, если бы они были дополнены политическим компонентом, если бы сигнал Кремлю со стороны европейских структур и государств был четким – «вы должны перестать оккупировать часть территории другого государства». Когда этого не происходит, когда процесс продолжается в минском формате, когда европейские лидеры в открытую общаются с Путиным, то у меня складывается впечатление, что эти санкции даже действуют на пользу России. Очень часто россиянам удается использовать их себе во благо, демонстрируя, как ее дискриминируют, например. На самом деле, если бы не падение цен не нефть, эти санкции не имели бы большого значения для российской экономики. Не стоит также забывать о Nord Stream II. Как по мне, так лучше уже запретить его строительство, чем продлевать санкции, которые, по большому счету, являются чисто символическими.

В ответ на продление санкций, Россия в который раз заявила, что не является стороной конфликта в Донбассе и не понимает, о каких обязательствах идет речь.

У России есть обязательства по так называемым Минским соглашениям. Проблема в том, что эти договоренности не являются каким-то международным договором или соглашением, это лишь несколько пунктов, записанных на листе бумаги. И это дает России возможность отнекиваться, мол, «это не мы, это они, мы даже не являемся стороной конфликта. Россия является одной из сторон Минских договоренностей, но они не являются соглашением с точки зрения международного права. Это лишь политический договор, который призван гарантировать относительный мир. Минские соглашения не работают, это очевидно. В Украине продолжают хоронить солдат, тяжелое вооружение но отводится.

Чем, в таком случае, эта история может закончится, как вы считаете?

На данный момент единственным рациональным решением для Донбасса представляется принятие формулы «замороженного конфликта». Лично я к подобным формулам отношусь скептически, потому что создание непризнанного государства потянет за собой вопрос, кто за это будет платить, с чьего бюджета будет финансироваться восстановление инфраструктуры, выплата социальных пособий и так далее. Тем не менее, мне кажется, что сегодня для Украины очень важны западные инвестиции, для которых обязательным, в свою очередь, является прекращение войны. Поэтому у Украины нет выхода, украинцы должны будут согласиться на заморозку конфликта, которая может продлиться, как показывают примеры Абхазии, Осетии и Приднестровья, даже до 20-30 лет.

pr24/aj

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты