Logo Polskiego Radia
Print

Дмитрий Глуховский о новом романе «Текст»: Телефон стал хранилищем души

PR dla Zagranicy
Junna Korobeinikowa 28.11.2017 13:22
  • Глуховский.mp3
В рамках своего тура по Польше российский писатель Дмитрий Глуховский представил польским читателям свой новый роман «Текст».
facebook.com/dmitry.glukhovsky/photosfacebook.com/dmitry.glukhovsky/photos

У небольшого книжного магазина в варшавском торговом центре Hala Koszyki – огромная очередь. Все эти люди пришли купить книгу под названием «Текст» и получить автограф автора – российского писателя Дмитрия Глуховского. Автор фантастических бестселлеров «Метро 2033» и «Сумерки» 22 ноября посетил Варшаву в рамках своего тура по Польше, цель которого состоит в представлении польскому читателю нового, на этот раз реалистического романа «Текст».

В начале встречи ведущий зачитал писателю вопросы от тех польских читателей, которые уже успели ознакомиться с его новой книгой. В первую очередь, их внимание привлекло огромное количество современной техники в романе. Гаджеты часто играют в нем сюжетообразующую роль. Писатель рассказал, чем для него является телефон и как изменились люди с приходом эры интернета:

- Я считаю, что шанс на то, что кто-то украдет мой мобильный телефон и начнет жить за меня моей жизнью гораздо ниже, чем шанс на то, что данные об интернет-сайтах, которые я посещал и о видео, которое я на них смотрел, попадет в руки людей, которые об этом знать не должны. Конкретных злодеев я опасаюсь меньше, чем злого умысла со стороны корпораций или государства. Вообще, я считаю, что исчезновение privacy, права человека на частную жизнь – это новые, достаточно фашистские правила. Цукербергу удалось сделать больше, чем удалось сделать «Большому брату» в книге «1984». То, что не получалось сделать у государства или у диктаторских режимов за счет принуждения, удается сделать корпорациям, которые эксплуатируют наше одиночество, потребность в признании и потребность быть любимыми. Мир меняется, прежде всего, за счет смартфонов. Не случайно я тут стою, как дебил, с телефоном, потому что я настолько же зависим от него, насколько мы все зависимы. Я в этом смысле совершенно среднестатистический представитель населения. Телефон действительно стал чем-то гораздо большим, чем был еще 10 лет назад. Понятно, что это не только телефон, но еще и универсальный коммуникатор. Телефон – это и способ увидеть необходимого нам человека, и возможность запомнить с разрешением HD самые важные в этой жизни вещи, это и способ не потеряться в незнакомом городе, и доступ ко всей сокровищнице мировых знаний в течение секунды. Телефон делает нас сверхлюдьми, чем-то гораздо большим, чем биологически мы должны были бы являться. Мы неуверены в себе, мы чувствуем потребность в том, чтобы коммуницировать с другими. Эта потребность нарушается, как только мы потеряли телефон. Мы сразу далеко не настолько эрудированы, в общем, мы теряемся. Самое главное, что меня интересует в телефоне, – это, пожалуй, то, что телефон является полноценным хранилищем человеческой души.

Дмитрий Глуховский подчеркнул, что телефоны влияют не только на общение людей, но и на их восприятие мира мертвых:

- На самом деле, коммуникация между живыми и мертвыми всегда меня интересовала, но не в вульгарном, колдовском плане, а, скорее, в плане метафорическом и какой-то настоящей мистики, которая присутствует в жизни. Неожиданно для всех нас наши современники, заведя себе аккаунты в Facebook, стали умирать, оставляя после себя пустые страницы. Вернее, это полные страницы, которые начали превращаться в какие-то места памяти. Социальные сети, мобильные телефоны открыли какое-то совершенно новое измерение наших отношений с тем, кто умер, кого больше нет. Не знаю, стираете ли вы, например, из своих телефонов номера ваших умерших бабушек и дедушек. Не возникает ли, например, в пьяном состоянии, желания позвонить и узнать, что будет? Заходите ли вы на страницы людей, которых уже нет? Возможно, каких-то ваших университетских преподавателей, которых уже нет. Конечно, мобильный телефон – это своего рода хранилище души. Вот, например, уходит человек, активно пользовавшийся телефоном, и тогда телефон остается, например, его второй половине, его детям или его родителям. И теперь ты можешь, заглянув в его телефон, как-будто продолжать с ним общение, узнавая про него что-то, чего еще не знал. Таким образом поддерживается иллюзия, что этот человек еще жив. Пользоваться этим или не пользоваться? Хватит ли смелости на это? Этично ли это? Есть масса вещей в наших взаимоотношениях с умершими, которые новые технологии позволяют заново открыть.

Один из читателей отметил, что главный герой романа «пытается все делать хорошо, но все равно попадает в ад». Писателя спросили, связано ли это с тем, что его герой живет в России.

- Правила организованы таким образом, чтобы их нельзя было не нарушить. И уголовный кодекс, и законы общества, и мораль словно специально устроены так, чтобы противоречить человеческой природе. Никак нельзя прожить жизнь, не нарушив этих правил. Наверное, это делается потому, что человек, чувствующий свою вину, более управляем, более лоялен. Это делается в интересах либо политических групп, либо религиозных групп, которые потом становятся политическими. Собственно, и определение ада нам предложено, чтобы повысить нашу управляемость. В России, конечно, в особенности. Чтобы держать под контролем российское население, его все время приходится пришибать и обманывать. А в странах, где населению дозволено каким-то образом влиять на политические процессы, шансы попасть в ад немного ниже. Но, я думаю, что такая проблема есть не только у нас. Каждый человек, который грозит вам адом, будьте уверены, попадет туда в первую очередь.

Дмитрий Глуховский также прокомментировал ситуацию, в которую попал главный герой, – его планы на честную жизнь нарушает вмешательство правоохранительных органов:

В России есть поговорка – от тюрьмы и от сумы не зарекайся, то есть будь всегда готов к тому, что ты можешь полностью разориться, стать нищим и попадешь в тюрьму. То есть это два риска, к которым нужно быть готовым, когда принимаешь решение родиться в России. Поэтому определенная степень информированности о том, что происходит в тюрьме, должна быть у каждого. Я подошел к делу более серьезно и от своего любительского уровня перешел к профессиональному уровню информации. Меня консультировали люди, которые отсидели в тюрьме различные сроки по разным преступлениям, и люди, которые работали в правоохранительных органах. Так или иначе, и люди, которые отсидели 7 лет, и люди, которые ловили других и сажали их на 7 лет, сказали, что книга вполне правдоподобна. Так что это реалистический роман.

Отметим, что после ответов на вопросы читателей Дмитрий Глуховский попросил публику проявить терпение и выделил время каждому из присутствующих. Автографы, теплые слова и фотографии на память – так варшавские читатели запомнили встречу с российским писателем. А после столицы Дмитрия Глуховского ждал теплый прием в Щецине, Познани, Вроцлаве, Катовице, Кракове, Жешуве, Гданьске и Лодзи.

jk

Copyright © Polskie Radio S.A О нас Контакты